Автомобильная проводка
Слаженная работа силовых агрегатов, узлов, механизмов автомобиля зависит от функциональности электрических компонентов. Транспортные средства с бензиновыми, дизельными двигателями и электромобили будут плохо работать или вообще не сдвинутся с места, если неисправна автомобильная проводка. При обнаружении признаков неисправностей автомобилисту нужно проверить состояние электрических цепей и заменить изношенные компоненты.
Особенности работы электропроводки
В сложной конструкции машины важную роль играет электрическая проводка. Задача компонентов – обеспечить стабильную передачу электрических импульсов между элементами автомобильных систем. Слабый, прерывающийся контакт, сгоревшая или окислившаяся клемма приводят к некорректной работе цепи. При серьезных поломках электрооборудования машина может заглохнуть на дороге, что приводит к опасным аварийным ситуациям.
Для устранения неисправности самостоятельно водителю нужно уметь делать:
- правильный ремонт исполнительного механизма;
- восстановление плохого контакта проводов;
Заменить неисправный компонент проще, чем обнаружить место обрыва или короткого замыкания цепи.
Провода под капотом
В подкапотном пространстве транспортного средства расположено большое количество проводов. Каждый из них отвечает за выполнение определенных функций, необходимых для корректной работы узлов автомобиля:
- Передача импульсов высокого напряжения от источника электрического тока (аккумуляторной батареи или генератора) на блок цилиндров ДВС.- Передача информации о состоянии механизмов машины, собираемых с датчиков электрооборудования.
- Обеспечение стабильной работы системы подачи топлива, приборов климатического контроля, устройств обогрева салона, осветительной техники.
- Электросеть проводников под капотом автомобиля снабжает электричеством отдельные системы, информирует водителя о техническом состоянии, работоспособности устройств.
Провода в салоне
Внутри транспортного средства также находится множество проводов, без которых невозможно управлять автомобилем. В салоне расположено следующее электрооборудование:
- Контрольные приборы и датчики, считывающие показатели работы узлов, систем, механизмов.
- Устройства, предназначенные для создания комфортных условий поездок – музыкальная аппаратура, климатическая техника, стеклоподъемники, приборы подогрева стекол, кресел, зеркал.
- Органы управления автомобильными системами – коробкой передач, внешним освещением (стоп-сигналами, фарами, сигналами маневрирования).
- Электронные помощники для управления навигацией, звуковыми устройствами, автоочистителями стекол.
- Системы безопасности – электроприводы задних ремней, механизмы подушек безопасности водителя и пассажира на переднем сидении.
В салоне расположено электрооборудование, отвечающее за функциональность множества систем. Поэтому клеммы, шнуры, переключатели, датчики должны быть в исправном состоянии.
Способы выявления неисправностей
Исполнительные механизмы, электрические приборы, энергозависимые системы выходят из строя в результате постепенного износа комплектующих, механических повреждений, интенсивной эксплуатации. В случае поломки не всегда требуется замена электротехнических деталей. Если причина отказа автомобильного оборудования заключается в нарушении работоспособности проводки, установка новых механизмов проблему не решит.
Сначала автомобилисту нужно проверить функциональность систем для обнаружения неисправностей. Необходимо «прозвонить» электрические провода, которые соединяют неработающий прибор с другими компонентами. Для этого используют мультиметр или сигнальную лампу на 12 В с соединительными проводами.
Автоэлектрики применяют мультиметры для обнаружения причин поломок энергозависимого оборудования. Многофункциональный цифровой прибор характеризуется простой эксплуатацией, точностью измерений, обширным набором опций. Устройство одновременно выполняет роль омметра, амперметра, вольтметра. Мультиметром измеряют силу тока, напряжение в сети, сопротивление проводов.
Проверка напряжения
Прибор переключают в режим вольтметра, подсоединяют один щуп к отрицательной клемме аккумулятора или к массе ТС. Подающий провод цепи освобождают от клеммы, подключают к нему второй щуп мультиметра. Проверяют значения на табло и повторяют манипуляцию до выявления отрезка цепи с источником неисправности.
Поиск короткого замыкания
Мультиметр переводят в режим вольтметра. Извлекают плавкий предохранитель цепи, обесточивают электрооборудование. Один щуп прибора подключают к клеммам предохранителя, начинают шевелить провод. Если на дисплее мультиметра появляются значения, провод коротит, например, из-за изношенной изоляции.
Проверка качества заземления
Электрооборудование машины получает минус через металлический корпус авто. Но при эксплуатации ТС детали кузова ржавеют, окисляются, разбалтываются. Приборы, подключенные к корпусу, теряют контакт, работают нестабильно.
Для проверки заземления отключают АКБ, щуп мультиметра соединяют с массой машины. Второй провод подключают к точке заземления, сверяют данные на экране с нормой.
Частая причина поломки электрооборудования – разрыв цепи. Для обнаружения неисправности отключают напряжение в сети (плавкий предохранитель или клемма АКБ), щупы мультиметра присоединяют к концам цепи, выполняют проверку. Затем один провод подключают к массе машины. Если на дисплее устройства есть показания, разрыв отсутствует. Когда значения на экране статичные, провода оборваны.
Вспомогательное оборудование
Владельцы транспортных средств устанавливают в авто дополнительные электроприборы – мощную осветительную технику, аудио- и видеоаппаратуру, системы сигнализации, регистраторы, навигаторы. Интеграция вспомогательного электрооборудования нагружает сеть. Это приводит к быстрой разрядке аккумулятора.
Если автомобилист заметил, что после продолжительной стоянки машина плохо заводится, нужно найти причину утечки тока. Следует использовать мультиметр в режиме амперметра. Диапазон измерений прибора необходимо установить до 10 А, поскольку в бортовой сети машины ток постоянный.
Заключение
Электропроводка в автомобиле играет ответственную роль. Проводники защищены изоляцией, но при эксплуатации и перегрузках материал истирается. Провода подвергаются окислению, утрачивают электротехнические характеристики. В результате приборы перестают корректно работать, происходят поломки, отказ отдельных цепей или всех электросистем машины. Чтобы этого избежать, нужен своевременный контроль, диагностика состояния электропроводки.