Автомобильные предохранители
До 50 процентов отказов или дефектов электрооборудования автомобилей связаны с сотней предохранителей. Электропроводку машины, как и бытовые сети каждого дома или квартиры, необходимо защищать от перегрузки и короткого замыкания (КЗ).
Назначение
Для всех автомобильных электропотребителей требуется напряжение от 12 до 24 вольт, но при КЗ по электропроводам протекает большой ток. Если при этом замешкаться с отключением напряжения, то провода перегреваются и расплавляют слой изоляции.
От высокой температуры может воспламениться салонная обшивка, другие части. Огонь моментально распространяется по салону, перекидывается на весь автомобиль. Продвижение фронта пламени настолько стремительное, что быстро прибывшие пожарные видят обычно только обгоревший остов.
Назначение вставок – в недопущении возгорания путем размыкания электроцепей разрывом легкоплавких элементов. Они срабатывают, когда ток превышает заданный порог, который определяется разрешенной нагрузкой на электроцепь. Поэтому каждый водитель должен хорошо разбираться в предохранительных вставках, их назначении, способах контроля, алгоритмах замены, установки.
Виды и конструкции
Вид автомобильных предохранителей определяет марка машины, год схода с конвейера, защищаемая электроцепь.
О прошлом цилиндрических предохранителей
Они устанавливались на автомобили, некогда выпускаемые в СССР. Первые были одноцветными. Через несколько лет цвет стал показывать марку, зависеть от допустимого тока.
Располагались в больших и массивных блоках. Для деталей не разрабатывался ГОСТ. Единственным источником информации служили надписи на упаковках. При работе с ними возможен удар неопасным напряжением, но иногда слегка обжигающим пальцы.
Преимущества ножевых вставок
У данных защитных элементов есть преимущества. Устанавливая ножевые вставки, невозможно обжечься из-за хорошо изолированной корпусной части, материалом которой является цветной пластик. По цветному корпусу удается определить номинал вставки, который обладает также цифровым кодом.
Сгоревшая защита легко выявляется благодаря корпусу из прозрачного пластика, через который хорошо просматривается плавкий элемент. Также критерием классификации является размер и форма блока.
Защита термических предохранителей
У таких вставок часто присутствует электромагнитная и тепловая защита. По конструкции они напоминают бытовые автоматические выключатели. На перегрузку или КЗ реагирует одна из двух защит. После устранения неисправностей в электрооборудовании работа таких предохранителей возобновляется простым нажатием кнопки.
Что защищают ленточные предохранители
Для автомобильных силовых цепей, передающих большие мощности, необходимы надежные предохранители типа ленточных. Они состоят из металлических пластин на крепежных винтах. Надежность контактных соединений при этом получается очень высокой. Некоторые из них снабжены пластиковыми корпусами. В случае нештатной ситуации деформированные фрагменты остаются в корпусе и не представляют опасности.
Какими предохранителями оснащены иномарки
У импортных вставок оригинальная конструкция, но замена несколько затруднительна из-за крепежного винта. Зато не нужны гайки, а крепление состоит из одного винта, тогда как у ленточных пластин их два.
Они дорогие, но их можно перепутать с обычными ножевыми вставками, хотя функционируют наподобие электрического автомата и относятся к прерывателям цепей. Японскую автотехнику часто снабжают ножевыми вставками. По сравнению с отечественными образцами у них иной корпус, по-другому расположены ножи.
Номинальный ток
Предохранитель выбирают по показателю сопротивления, которым обладает его легкоплавкий элемент. Он плавится от теплового воздействия, создаваемого электротоком, и разрываясь, обесточивает электроцепи. Величина номинала по току зависит от максимальной мощности электропотребителя, указанной на корпусе, и показателя напряжения.
Советы по замене
- плохо фиксируются в гнездах блока;
- электродвигатель одного из потребителей (например, дворников) перегружен по величине тока из-за большого механического сопротивления;
- из-за модели с маленьким корпусом;
- механически поврежден блок;
- влияние вибрационных нагрузок;
- перегрев.
Заменяют предохранитель аналогичным по виду и номиналу тока. При его завышении он не сработает при перегрузке или КЗ. Положим, заклинило электромотор дворников, а вставка осталась целой. Это вызовет обгорание электропроводки и приведет к другим не менее опасным последствиям.
Вставка с заниженной величиной тока также не годится. Под штатной нагрузкой ее легкоплавкий фрагмент перегорит, поэтому напряжение к электроприбору не поступит даже в отсутствие аварийной ситуации.
Перед заменой величину тока надо уточнять по корпусной надписи, брать в расчет маркировку гнезда, в котором стоит деталь. Это важно для машин, купленных с рук, или после ремонта, так как прежний владелец или электрик могли поставить первую попавшую под руки вставку без учета номинала.
Если замененная вставка опять перегорела, то нельзя увеличивать значение ее номинала, иначе возможно возгорание. В этом случае без помощи автоэлектриков не обойтись.
Иногда можно самому определить и отремонтировать электропроводку при наличии электрической схемы, но надо помнить, что разные модели одной марки автомашины могут иметь заметные изменения в электросхемах. Используя схему, можно узнать о подключениях электроприборов к перегоревшей вставке, о расположении некоторых разъемов, чтобы их отключить. После установки исправной защиты, отсекая и подавая напряжение к потребителям, можно установить причину разрушения легкоплавкого элемента.
При исправности всех питающихся электропотребителей проверяют корпус с предохранителями и выходящую из него проводку. Чтобы выполнить эту трудоемкую работу, требуется высокая квалификация. Запрещается использовать «жучки». Даже необходимый по сечению и номиналу провод не обеспечит надежный контакт в соединениях. В месте установки «жучка» они нагреются, поэтому возможно расплавление пайки, что может вызвать пожар.
Способы проверки предохранителей
Контроль автомобильных предохранителей обычно выполняют непосредственным осмотром плавкой части вставки, который недостаточно прецизионный. Либо проверкой с применением тестера или цифрового мультиметра. При исправной цепи оба инструмента покажут величину сопротивления, близкой к нулю.
Проверку также можно сделать пробником, в качестве которого используют любые средства для измерения напряжения или лампочку с проводниками. Перед проверкой запитывается неработающая цепь. Конец одного провода подсоединяют к массе авто, а вторым притрагиваются поочередно до клемм вставки. Когда одна клемма под напряжением, а другая обесточена, то это происходит при разрушении плавкой вставки.